Энциклопедия автознаменитостей стр.198

JANO Vittor ( 1891 - 1965 Италия

Итальянский дизайнер, родился в Сан-Джордано Ка-навезе близ Турина. В молодости поступил на фирму "Фабрика Рапид" (Fabbrica Rapid). В 1911 г. перешел в техническое бюро компании ФИАТ (FIAT), где принимал участие в разработке и постройке спортивных моделей "804" и "805". Автомобили показали хорошие ре-

"Лянча-Ардеа", 1939 г.

зультаты на гоночных трассах в 1922 и 1923 гг. В сентябре 1923 г. был приглашен компанией "Альфа-Ромео" (Alfa Romeo) для проектирования спортивных автомобилей, выступающих в гонках Гран-при. Там появилась его знаменитая модель "П-2" (Р 2). В 1932 г. увидела свет "П-3" (Р 3), а в 1937 г.

- "12 цилиндров" (12 cilindro), на которую итальянцы возлагали большие надежды в соперничестве с немецкими конкурентами. В конце 1937 г. перешел на фирму "Лянча” (Lancia). Конструировал модели "Ардеа" (Ardea), "Аурелия" (Aurelia) и "Аппия" (Appia). Самым известным его творением стала модель "Д24 Спай-дер Спорт 3 литра" (D24 Spider Sport 3 littri), на которой аргентинский гонщик Хуан-Мануэль Фанхио (Juan-Manuel Fangio) одержал победу 8 престижных Панамериканских соревнованиях (Carrera Рап-americana) 1953 г. В следующем году итальянец Альберто Аскари (Alberto Ascari) выиграл на ней гонку “Милле Ми-лья" (Mille Miglia).

Модификация "3 литра" успешно стартовала и в соревнованиях формулы 1. В 1956 г. Яно отошел от активной деятельности и покинул предприятие, оставаясь техническим консультантом.

ЯРАЙ Пауль

Jaray Paul ?- 1974 Австрия/Германия

Австрийский инженер, исследователь аэродинамики автомобильных кузовов. Родился в Вене. С практической аэродинамикой столкнулся, работая в фридрихсха-фене (Германия) на заводе по производству дирижаблей графа Цеппелина. Вместе с будущим авиаконструктором

Клаудиусом Дорнье (Claudius Dornier) проводил исследования обтекаемости разных тел и профилей в аэродинамической трубе. К концу первой мировой войны разработал основные принципы аэродинамики автомобильного кузова. Согласно его идеям, обтекаемый автомобиль должен иметь полностью закрытый кузов со значительно скругленными гранями, объем которого составлен из двух частей (верхняя часть повторяет форму дирижабля, нижняя -профиль самолетного крыла). Построенная в 1920 г. по этому

Автомобиль Ярая на шасси "Майбаха-Эс-Дубль-Ве 38", 1935 г.

Автомобиль Ярая на шасси "Майбаха-Эс-Дубль-Ве 35", 1935 г.

принципу модель легкового автомобиля имела коэффициент аэродинамического сопротивления Сх=0,245. Ярай запатентовал принципы создания аэродинамического кузова, а в 1922 г. по его заказу создали обтекаемый автомобиль на шасси "Лей" (Ley). Имея отличные скоростные и экономические показатели, эта модель была технологически неудобна и некрасива, плохо использовался ее внутренний объем. Поэтому строили лишь единичные кузова по заказу.

В 30-е годы некоторые фирмы выпускали серийные модели, в которых в значительной мере использовались разра ботанные Яраем принципы. В их число входили: "Татра-77" (Tatra 77), "Крайслер-Эрфлоу" (Chrysler Airflow), "Линкольн-Зефир" (Lincoln Zephyr). Несмотря на наличие патента, изобретатель ничего не заработал. К тому же проиграл патентный спор Эдмунду Румп-леру (Edmund Rumpler, см ), также создавшему "аэродинамический" автомобиль. Не смог отстоять своих прав и в споре с крупными производителями. Тем не менее, разработки и исследования Пауля Ярая легли в основу всей современной аэродинамики автомобильных кузовов. Он по праву считается "отцом обтекаемого автомобиля".

Автомобиль Ярая на шасси "Майбаха-Эс-Дубль-Ве 35". 1935 г.


⇐ назад к прежней странице |