Материалы для ухода за лакокрасочными покрытиями

Снижение затрат на окраску автомобиля, особенно легкового и автобуса, достигается при увеличении интервалов между очередными покрасками. Для этих целей необходимо применять соответствующие лакокрасочные материалы, соблюдать определенные требования при нанесении лакокрасочных материалов и по уходу за лакокрасочным покрытием.

Основным требованием по уходу за лакокрасочным покрытием является предупреждение его механического повреждения. Даже если в результате механических повреждений покрытие не разрушается полностью, а лишь образуются трещины или царапины, то и они способствуют проникновению влаги в покрытие и, как следствие, коррозионному его разрушению. Возможно также разрушение покрытия частицами льда при низких температурах. Заметное разрушительное действие на лакокрасочное покрытие оказывают солнечные лучи. Под их влиянием происходит изменение цвета пигмента, выделение его на поверхности покрытия, а также разрушение пленкообразователя. Поэтому автомобиль, если он не находится в движении, следует держать в тени или под навесом.

Нежелательно, чтобы на окрашенной поверхности длительное время находилась влага, так как она может проникнуть к металлу, вызвать коррозию и разрушение покрытия. Замерзание воды на покрытии вызывает образование в нем трещин. Нефтепродукты разрушающе действуют на лакокрасочные покрытия. Особенно чувствительны к их действию покрытия с масляно-смоляными пленкообразователями (глифталевые, пентафталевые эмали и др.). Более стойки к нефтепродуктам синтетические эмали и нитроэмали, но и их следует оберегать. Любое загрязнение лакокрасочных покрытий, в том числе грязью и пылью, вызывает их преждевременное разрушение. Для предотвращения этого окрашенные поверхности регулярно моют.

Основными операциями ухода за лакокрасочным покрытием являются: удаление загрязнений с поверхности, например в процессе мойки; нанесение защитной жировой или восковой пленки; восстановление блеска лакокрасочного покрытия путем полировки. Для выполнения этих работ предназначен большой ассортимент отечественных и импортных препаратов.

Природа загрязнений лакокрасочных покрытий разнообразна, поэтому и средства для их устранения различны. Так, грязь, состоящая из частиц силикатов, смешанных с органическими веществами, устраняют водой. При этом внимание обращают на то, чтобы исключить царапающее воздействие на поверхность абразивных частиц, кроме того, недопустимы резкие перепады температур окрашенной поверхности и воды.

В конце мойки для удаления остающегося налета кузов протирают губкой, мягкой волосяной щеткой, замшей или фланелью при непрерывной поливке водой. Затем поверхность с лакокрасочным покрытием протирают насухо, не давая высохнуть отдельным каплям, чтобы не образовались пятна. При механизированной мойке влага удаляется обдувкой кузова сжатым воздухом.

Удалять пыль и грязь с лакокрасочного покрытия легкового автомобиля сухими обтирочными материалами недопустимо. Для удаления загрязнений органического происхождения (следов отработавших газов автомобилей, частиц износа асфальтового покрытия дорог, остатков насекомых, продуктов окисления полирующих и консервирующих средств и др.) используют препараты типа шампунь. Они содержат поверхностно-активные вещества и добавки, замедляющие процесс коррозии.

Вначале поверхность кузова обмывают водой, а затем смоченной в растворе шампуня губкой или щеткой смывают грязь. Далее, не давая высохнуть остаткам шампуня, их удаляют обильной промывкой водой. Среди разновидностей шампуней следующие: автошампунь концентрированный (жидкость); автошампунь пенный в аэрозольной упаковке; автошампунь АШ-74; автошампунь с осушающим эффектом; автошампунь «Лак-Клин», который создает на поверхности блестящий консервирующий слой, исключающий последующую полировку, и др.

Для увеличения срока службы лакокрасочного покрытия легковых автомобилей его периодически обрабатывают полиролями, которые создают на поверхности эмали тончайшую пленку. Пленка полиролей предотвращает лакокрасочное покрытие от непосредственного контакта с влагой, уменьшает склонность эмали к пыленакоплению и заполняет микротрещины, т. е. выполняет защитные и консерва-ционные функции. Кроме того, она способствует сохранению цвета и блеска. Однако пленка полиролей после нескольких моек смывается и поэтому периодически ее необходимо восстанавливать. Полироли наносят тонким слоем на тщательно вымытое и сухое лакокрасочное покрытие, и после их высыхания поверхность протирается байкой или фланелью до блеска. Широко используются автополироль для новых покрытий в аэрозольной упаковке, автополироль «Глянец», «Автобальзам», «Кли-нер-полиш», автовоск АВ-70 для полирования, автополироль-2 и др.

Рис. Лакокрасочное покрытие с глубокими трещинами и очагами коррозии

Однако через некоторое время эмаль все же теряет блеск, тускнеет и обветривается. На ней появляются мельчайшие трещины, рассеивающие падающие на поверхность лучи света. В этом случае полировку выполняют препаратами, содержащими мягкие абразивы мелкой дисперсности, под действием которых удаляются микронеровности и тончайший тусклый слой эмали. Такие препараты содержат также консервирующие и защитные вещества, поэтому одновременно на поверхности образуется защитная пленка. Полировку нельзя выполнять под солнцем на разогретом кузове, а также во время тумана, в дождливую и снежную погоду, в мороз.

На время длительного хранения легковых автомобилей в неотапливаемом гараже и на открытой стоянке лакокрасочное покрытие защищают консервантом кузова — эмульсией, образующей на поверхности антикоррозионное покрытие. Для деконсервации используют автодеконсервант и автодеконсервант в аэрозольной упаковке или же керосин.

Глубокие трещины на лакокрасочном покрытии до слоя грунтовки или до металла уже не устраняются полированием. В этом случае необходимо прибегнуть к способам восстановления покрытия, причем немедленно, так как покрытие утрачивает свою защитную функцию и в дальнейшем интенсивно будет разрушаться не только оно, но и металл основы детали. Вид такого покрытия показан на рис.