Виды топлив, масел и смазок, используемых для автомобилей

Автомобиль, как и большинство других транспортных средств, одновременно является и энергетической установкой. Основным источником энергии у автомобилей служит жидкое или газовое топливо и реже другие источники энергии (на солнечных батареях, инерционные и др.).

Длительная бесперебойная и экономичная работа автомобиля, его двигателя, агрегатов, узлов и деталей возможна лишь при использовании соответствующих топлив, смазочных материалов и технических жидкостей.

Широкий ассортимент применяемых на автомобильном транспорте топлив и смазочных материалов для автомобилей объясняется конструктивными особенностями агрегатов автомобилей разных типов и марок, разнообразием климатических и других условий их эксплуатации, а также недостаточной универсальностью выпускаемых в настоящее время топлив, масел и смазок. Увеличение ассортимента применяемых масел и смазок в ряде случаев объясняется конкурирующей деятельностью фирм, занятых выпуском этой продукции.

Для обеспечения эффективной эксплуатации автомобилей в каждых конкретных условиях нужно применять определенные топлива и смазочные материалы, обладающие конкретными эксплуатационными качествами. Эксплуатационные качества топлив, масел и смазок зависят от особенностей сырья и технологического процесса его переработки.

Для автомобилей в настоящее время используется в основном жидкое и реже газовое топливо. В качестве жидкого топлива применяют бензин и дизельное топливо. Газовое топливо применяется Для автомобилей в виде сжиженного и сжатого газов. Сжиженный газ представляет собой побочный продукт при переработке нефти, а сжатый — это чаще всего природный газ.

Масла для автомобилей подразделяются на масла для двигателей (моторные масла) и масла для агрегатов трансмиссии (трансмиссионные масла). Трансмиссионные масла могут быть либо универсальные, предназначенные для ряда агрегатов трансмиссии, либо целевого назначения.

В настоящее время почти весь объем автомобильных жидких топлив и масел получают в результате переработки нефти. Однако уже сейчас можно предвидеть истощение нефтяных ресурсов и решать актуальную задачу использования в качестве сырья других источников и искать возможности применения принципиально новых видов топлива. В этой связи производство так называемых синтетических масел из ненефтяного сырья позволяет повысить качество масел в соответствии с возросшими к ним требованиями.

Для смазки многих трущихся автомобильных деталей используют также разные пластичные (мазеобразные) смазки, которые готовятся на основе минеральных нефтяных масел.

Подробная номенклатура применяемых на автомобильном транспорте топлив, масел и смазок, а также вопросы их качества, назначения, организации экономного использования и ряд других сведений приводятся в соответствующих главах данной части учебника.